ОКПП «Брест» был переформирован в 1992 году, став ныне известным отрядом пограничного контроля «Брест» в составе погрангруппы. За эти годы стражи границы внесли немалый вклад в становление нашего государства.
Ветеран пограничной службы Александр Николаевич Колесов, отдавший службе на этом КПП 26 лет жизни, поделился воспоминаниями о боевом пути. Приводим его письмо с сокращениями.
— Эта погранчасть, образованная на железнодорожной станции «Брест» после окончания Великой Отечественной войны, прослужила нашему Отечеству почти полвека и была родным домом для многих из нас, живущих сегодня в разных краях и странах. Наш ОКПП был вторым пунктом пропуска по пассажиропотоку в советские годы, уступая только ОКПП «Москва — Шереметьево 1 и 2».
История создания ОКПП на брестском направлении явилась закономерным развитием охраны границы с одной стороны, а с другой — определила дальнейшее совершенствование путей сообщения со всеми странами мира.
В поисках контрабанды чернели от угля
Николай КОМАНОВ, старшина срочной службы, контролер, уроженец г. Белебей (Башкортостан, Россия), ветеран МВД:
«Запомнилась первая самостоятельная стажировка на погранпостах. И особенно на ПП «Буг», под присмотром знаменитой «грозы контрабандистов» — прапорщика Варлама Кублашвили. Он заставлял нас, молодых пограничников, лопатить уголь при досмотре польских паровозов, чтобы обнаружить скрытую машинистами от контроля контрабанду. От этой, казалось бы, бесполезной работы наши лица становились черными от угольной пыли. А прапорщик все рассказывал и показывал, как правильно досматривать поезда и вагоны, как вести себя с железнодорожным обслуживающим персоналом».
Боевое братство
Константин ЛЕВА, выпускник межокружной школы сержантов-контролеров при ОКПП «Брест» (1983 г.). Ныне проживает в Киеве (Украина):
«Был выезд на стрельбище, которое располагалось в 30 км от части. Нас всегда возили туда на машинах, но в тот раз нашему взводу машины не хватило. Личный состав получил приказ выдвигаться туда в пешем порядке, легким бегом. Вышли за город на дорогу, побежали. Одолел я километра 2-2,5 и сдал — не хватило силенки без тренировки! Тут меня под руки подхватили мой взводный и сержант — командир отделения, начали тащить вперед.
Может, еще километр пробежали, и все, встал со словами «больше не могу». Слава Богу, тут за нами приехали машины. А на утро, во время подъема личного состава, старшина увидел у меня на подмышках большие синяки. Произнес: «И кто тебя так?» Вот так меня тащили сослуживцы…»
От курток до валюты
Александр КОЛЕСОВ, бывший контролер ОПК «БПС-1» и «БПС-4», брестчанин:
«Больше всех мне запомнился лучший младший контролер по досмотру автотранспорта младший сержант Н. Долинский. Любо-дорого было смотреть, как он осматривал легковушки и автобусы: четко, дипломатично, без лишней суеты, при этом не чураясь заглянуть в самые грязные места моторного отсека или под резиновые накладки педалей, находя там советскую валюту и золотые изделия, запрещенные к провозу через границу.
Многие из моих сослуживцев перенимали этот опыт. К примеру, младший сержант В. Сергиевский, мой земляк и товарищ по взводу. Впервые досматривая грузовую машину с полуприцепом, доставлявшую из Австрии «химию» в бочках, он обратил внимание на откинутую крышку одной из этих бочек. Сунул туда руку и нащупал какие-то волосы!
Думал, что сидит нарушитель. А в бочке оказались контрабандные парики, головные платки с золотой нитью, зонтики, куртки «Аляска» и кримпленовый материал. Все это было скрыто водителями московского автохозяйства в пяти пустых бочках. Сумма найденной контрабанды потянула на 30 тысяч советских рублей. Лишь в 1976 году этот рекорд побил другой наш сотрудник, старшина срочной службы В. Покарев.
Он обратил внимание на двух студентов-африканцев, которые возвращались с каникул из Франции. Досматривая купе, старшина в межпотолочке обнаружил аудио- и видеотехнику на сумму 50 тысяч рублей. За это, к слову, он одним из первых пограничников срочной службы был награжден медалью «За отличие в охране государственной границы СССР».
Контрабанду возили даже знаменитости
«В памяти — 1978 год, ОПК «Варшавский мост», — продолжает рассказ Александр Николаевич. — Работаю на выездной стороне, оформляя легковые и автобусы. Прибывает «бусик» с техперсоналом знаменитого польского певца Чеслава Немена, перевозящий через границу звукоусилительную аппаратуру после тура по Скандинавии.
Проверил их паспорта и отметки о пересечении границы — что-то зачастили наши соседи! Взял себе в помощники самого молодого сержанта и начал осмотр колонок. В итоге обнаружили в одной из них 20 тысяч долларов и 200-граммовую платиновую пластину.
В другой колонке — полуторакилограммовый серебряный церковный крест, а под рулевой колонкой «бусика» нашли золотое кольцо с бриллиантом, на котором висел советский ценник в 5 тысяч рублей. Вот вам и артисты! Больше эти «гастролеры» на нашем посту не появлялись…»
Бизнес по-вьетнамски
И еще одна история — уже из 90-х, первых лет суверенной Беларуси и последних для ОКПП «Брест» в прежней его ипостаси.
«В это время в Польше «окопался» вьетнамский джинсовый бизнес, — вспоминает Александр Колесов. — Выходцы из Юго-Восточной Азии организовали пошив и реализацию джинсов, которые возили на продажу в Москву. Выручку переводили в доллары и нелегально везли обратно в Польшу. Попался мне однажды такой вьетнамец в поезде «Москва — Варшава». Проверил его паспорт, визуально глянул на купе — нет даже никаких вещей, что меня, как пограничника, насторожило.
Облазил все и вся — матрасы, подушки, полки, другие потайные места — ничего нет. А вьетнамец стоит перед купе, волнуется, потом покрылся. И я напротив него стою, думаю, где же все спрятано?! Решил взглянуть через окно на вокзальные часы — сколько там до отправления поезда? Опустил окно и ненароком заглянул в щелку, где окно защелкивается в раме.
Посветил фонариком и вижу, там какие-то скрутки типа сигарет. Достал щуп, аккуратно вытянул скрутку, развернул — пять стодолларовых купюр. Потянул другую — еще пять таких купюр. В общем, 1,5 тысячи американских долларов, которые нелегально перевозил через границу вьетнамец, были конфискованы в государственную казну…»
…После распада СССР ОКПП «Брест» перешел под юрисдикцию независимой Беларуси и сменил название, став Отдельным погранотрядом Государственного комитета погранвойск РБ, прекратив свое существование в 1993 году как отдельная структура.
ФОТО: www.pogranec.by текст: Дмитрий Шиферштейн