Сегодня мы поговорим о таможне безвозвратно ушедших лет. Сразу скажу, что общий посыл статьи сведётся к тому, что раньше и трава была зеленее, и вода водянее, и солнце ярче.
Времена становления таможни после распада СССР является достаточно яркими и достойны изучения. Социально-экономическая ситуация в стране сложилась таким образом, что абсолютно все аспекты жизни претерпели кардинальные изменения.
И таможня не была исключением из правил. Рухнувший железный занавес спровоцировал зарождение и развитие челночного бизнеса. Многие нынешние состоятельные бизнесмены поднялись именно в 90-ые годы. И таможенники сыграли во всём этом далеко не последнюю роль.
«Он подъехал на машине — серебристой БМВ.
Он в красивой форме синей, с телефоном на ремне.
Он работает в таможне, он имеет там лавэ,
И к нему приходят люди очень важные!…» © Крестовый туз
Именно в 90-х сложился образ богатых и сытых таможенников, который до сих пор, вопреки реалиям, сопровождает современных мытников. Для кого-то вопрос челночной торговли был единственным способом выживания в непростые времена, а для кого-то началом пути к успеху на рельсах капитализма. Челноки водили крепкую «дружбу» с таможенниками на взаимовыгодных условиях. Такие правила игры принимались всеми её участниками.
Не будет лишним сказать, что на руководящих должностях на местах тогда находились достаточно грамотные люди советской закалки. В условиях стремительных перемен необходимо было сохранять ясную голову и не потерять человеческий облик. В большинстве своём, это получалось. Работа была организована достаточно грамотным образом. Не было стороны, которая могла бы чувствовать себя ущемлённой. Таможенные пошлины собирались бесперебойно и в солидных объёмах, протоколы писались в необходимом количестве.
Такая работа не могла быть продуктивной без благоприятной атмосферы и человеческого отношения к коллегам и окружающим. История знает случаи, когда собранные за смену платежи могли упаковаться в сейф и быть забытыми. При обнаружении они сдавались в кассу как положено. И всё без служебных проверок, поиска козлов отпущения, травли и так далее.
Задержание незадекларированных товаров происходило весьма непринуждённо. Нередки были случаи, когда бизнесмены сознательно закладывали в свои издержки товары, которые должны были арестовываться таможней. Все прекрасно понимали, что у таможенников есть свои показатели, которые нужно было выполнять. К слову, сами протоколы состояли из нескольких страничек, а штрафы выписывались куда проще, чем при нынешнем порядке (многие протоколы сейчас не составляются исключительно из-за длительного процесса, сложности и чрезмерно карательного надзора за ними).
О доходах самих таможенников всегда ходили легенды. И многие из них были не беспочвенны. Зарплаты таможенников всегда были унизительно низкими. Отцы-командиры прекрасно понимали эту ситуацию, а также то, что семьи таможенников, как ни странно, хотят регулярно кушать. Коммерсанты (челноки, полноценные участники ВЭД, руководители СВХ и т.д.) располагали солидными суммами наличных денег. При большом товарообороте они частично оседали в карманах сотрудников таможни. За рабочую смену можно было унести домой жирный кэш (банкноты с Бенджамином Франклином прилагались).
Но всё имеет финал. Как хорошее, так и плохое. Весёлые, лихие и жирные времена таможни канули в лету. Я не говорю, что это плохо. Просто это был один из неизбежных этапов истории таможенной службы.
Прошло ощутимое количество времени, страна существенно видоизменилась, а бизнес, на который значительно возросла административная нагрузка, играет совершенно по другим правилам.
Таможня также не стоит на месте, реформируется, а уровень коррупции на местах имеет тенденцию к снижению.
Настали времена, когда работа в таможне снова престижна и хорошо оплачиваемая. И это не прибыль от незаконного обогащения, а денежное довольствие, которым государство оценивает службу в таможенных органах.