
Есть у заставы «Домачево» Брестской Краснознаменной пограничной группы одна особенность.
И связана она с легендарным местом, живой реликвией и свидетелем трагических и героических событий, происходивших в июне 1941 года на этом участке государственной границы, — дубом Новикова.
Если бы деревья, как и камни, могли говорить, они бы рассказали о беспримерном мужестве, стойкости и верности долгу, которые проявили пограничники в первые дни Великой Отечественной войны.
Многие из них ушли в вечность неизвестными героями. Но имя Алексея Новикова навсегда вписано в историю органов пограничной службы.
Накануне профессионального праздника зеленых фуражек корреспонденты БЕЛТА побывали на именной заставе, познакомились с теми, кто сейчас охраняет западные рубежи страны, и узнали, чем отличается служба современных пограничников от их предшественников.
Тишина на границе обманчива. В любой момент может прозвучать сигнал тревоги, и в считанные минуты тревожная группа будет готова выдвинуться к месту происшествия.
«Сегодня ночью было три сработки. Оказалось — животные, — встречает нас начальник заставы Павел Явгель. — Пограничная полоса — как заповедник, зверей никто не трогает, чаще всего именно из-за них срабатывает сигнализационный комплекс. И застава не спит. Выезжаем, чтобы проверить: может, это зверь, может, нарушитель. Ситуация такова, что необходимо реагировать каждый раз одинаково».
Заставой капитан руководит два года. Говорит, за это время разные случаи были. Вот и в марте задержали двух нарушителей. Злоумышленники идут на разные ухищрения: передвигаются прыжками, спиной вперед, выворачивают ступни ног.
«Самое главное — правильно определить направление движения, чтобы знать, в какую сторону разворачивать действия, пограничный поиск», — поясняет он, подводя к городку пограничной службы. Здесь есть несколько дорожек различных следов — такое своеобразное практическое пособие для пограничников.
Сопровождающий нас официальный представитель погрангруппы Сергей Дмитриев рассказал любопытную историю, связанную с контрольно-следовой полосой.
В 1931 году в Дзержинском районе военфельдшер, идя на службу, обратил внимание на непонятные следы на полосе земли, которую крестьяне распахали под клевер. Отпечатки явно принадлежали не военнослужащим и не сельчанам.
Он пошел по следам и задержал двух контрабандистов. Об этом случае доложили в штаб Белорусского пограничного округа. Там приняли решение провести эксперимент и специально сделать такие полосы на границе. А еще через некоторое время этот опыт распространили по всему Советскому Союзу.
К слову, и первый выпуск служебных собак из питомника в Подмосковье в 1922 году направили в экспериментальном порядке тоже в Белорусский погранокруг.
«Западное направление всегда было приоритетным. Поэтому все технические новинки, разработки, эксперименты так или иначе проводились у нас. И сегодня то, как оборудована наша граница, во многом является образцом для зарубежных коллег.
Неоднократно во время погранпредставительских встреч их участники обращают внимание на то, что у нас сохранилась классическая система охраны границы. А технические средства позволяют делать это более надежно», — отметил Сергей Дмитриев.
Тем временем начальник заставы проводит небольшую экскурсию по заставе:
«Здесь у нас хозяйственная часть — дровник, огород, теплицы. Там — баня с парной для военнослужащих. Гаражные боксы с автомобильной техникой, склад ГСМ, инженерный склад, овощехранилище, комната хранения запасов боеприпасов и оружия.
Есть своя скважина и дизель-генератор. Фактически это маленький военный городок. Застава может несколько суток жить автономно на своем обеспечении».
Пограничная застава «Домачево» охраняет участок государственной границы с Польшей протяженностью около 15 км. Рядом проходит международная трасса Р94, протекает Западный Буг.
До войны здесь тоже располагалась застава — «Грабовка», а на всем участке — четыре погранзаставы.
«На тот момент у заставы было две конные повозки с лошадьми и два пулемета — станковый и ручной. Сигнализационного комплекса тогда не было. Поэтому охраняли границу, образно говоря, взявшись, сколько могут, за руки. При этом, на самом деле, охраняли хорошо. Плотность нарядов ночью была высокая, задержания были многочисленные», — рассказывает Павел Явгель.
Местная достопримечательность — дуб Новикова — находится в нескольких километрах от заставы, рядом с железнодорожной станцией Дубица, на берегу Буга. Мощное в три обхвата дерево с большим дуплом у основания на самом деле могло стать хорошей позицией для отражения вражеских атак.
С началом боевых действий 22 июня 1941 года младший сержант командир отделения 15-й заставы 17-го Краснознаменного пограничного отряда Алексей Новиков занял оборону в районе старой паромной переправы и почти сутки вел неравный бой с противником.

Про подвиг пограничника стало известно благодаря православному священнику из польской деревни Яблечна.
Часовню Свято-Онуфриевского монастыря на том берегу Буга и сегодня хорошо видно с белорусской стороны. Именно туда 23 июня 1941 года привезли тяжелораненого Новикова, где потом и похоронили. Позже прах героя-пограничника перенесли на воинское захоронение в городе Влодава.
«Ни одна из 20 пограничных застав Брестского погранотряда тогда не отступила без приказа. Поэтому памятные места есть на участке практически каждой нынешней заставы.
Всего у нас в пограничной полосе на месте боев и гибели пограничников установлены 42 мемориальные доски», — отметил Сергей Дмитриев.
Фактически ежедневно нынешние стражи границы проходят мимо тех мест, где без малого 80 лет назад сражались их предшественники. Здесь историю, что называется, можно потрогать рукой. Вот и наряд в составе сержантов Александра Лаппо и Павла Старкова свернул к реке и на минуту задержался у исторического дуба.
Оба парня из Минска призывались в один день, а познакомились на учебном пункте Брестской погрангруппы. Служить ребятам осталось полгода, осенью демобилизуются. Уже думают, чем займутся после службы. Признаются, что соскучились по дому, но и на заставе им нравится.
«Коллектив дружный, начальство хорошее. Здесь — как одна семья, потому что мы постоянно вместе. Круто, когда в тревожную группу быстро собираемся с ребятами, все на эмоциях», — делятся впечатлениями молодые пограничники.
Единственный минус службы на заставе, по их словам, — прерванный сон. Такое здесь происходит довольно часто. К этому обстоятельству, говорят, пришлось привыкать не один день.
Неделю назад в Брестской крепости приняли присягу почти 200 новобранцев-пограничников. В скором времени они завершат обучение по специальностям и отправятся служить в подразделения пограничной группы. Ждут молодое пополнение и на заставе имени Алексея Новикова.
Интересуемся у начальника заставы, как долго происходит адаптация новичков?
«У каждого по-разному: кто-то три дня, а кто-то может и месяц привыкать. В среднем, две недели — это нормально. Но солдаты сами хотят попасть на заставу», — отвечает Павел Явгель. И, увидев вопрос в наших глазах, добавляет: «А зачем идти в пограничники и не послужить на границе»?
