Полтора миллиона человек, 589 тысяч легковых машин и 18 тысяч автобусов. Таков итог работы только за три летних месяца крупнейшего республиканского пункта таможенного оформления «Варшавский мост», пропускная способность которого достигает в сутки трех тысяч транспортных средств в обоих направлениях.
Бесперебойную работу этого мощнейшего механизма обеспечивают девяносто три человека. «Хоть штат у нас и укомплектован, однако людей всё равно не хватает», — рассказала корреспонденту «БВ» исполняющая обязанности начальника таможенного поста «Варшавский мост» Елена Ажгиревич.
По её словам, причина такого положения дел сокрыта в том, что около половины сотрудников здесь – представительницы прекрасной половины человечества. Девушки и женщины на «Варшавском мосту» не только ответственные и профессиональные инспектора, но и мамы, четырнадцать из которых сейчас всё своё время отдают воспитанию детей, поскольку ушли в декретный отпуск.
В целом же у Елены Николаевны претензий к своим сотрудницам нет, потому что работают они наравне с мужчинами: «Никаких послаблений для слабого пола у нас не предусмотрено, а с некоторыми операциями женщины справляются даже лучше своих коллег в брюках».
К примеру, мужчины никак не могут «переплюнуть» своих очаровательных «соратниц» в поиске незадекларированной валюты. Поразительно, но эту тенденцию отмечают не только на «Варшавке», но и на других пунктах. «Иногда девушки едва ли не с первого взгляда «вычисляют» водителя-нарушителя в потоке из нескольких десятков машин», — отметила Елена Ажгиревич. Она добавила, что превосходно справляются дамы и с оформлением иномарок: «Процесс этот довольно скрупулезный, требующий повышенного внимания к деталям, поскольку от них зависит, к примеру, размер пошлины. Именно у женщин это получается лучше».
К слову, мужчинам-таможенникам нет равных в боксе, куда направляют подозрительные автомобили для углубленного досмотра. «В целом же, основная нагрузка лежит на инспекторах, оформляющих документы для въезжающих в страну граждан», — уверен начальник отдела таможенного оформления и контроля Игорь Охримук. К примеру, согласно законодательству, введены ограничения по вывозу из страны топлива. Этот процесс можно контролировать, отслеживая периодичность перемещения гражданина через границу. Он имеет право это сделать не чаще одного раза в восемь суток. Эту информацию таможенники могут почерпнуть из паспортов или же воспользоваться данными пограничников.
«А вот сигареты, — добавил Игорь Петрович, — это уже больше головная боль наших коллег с польской стороны, поскольку жестких ограничений на их вывоз у нас нет, естественно, если у человека будут на руках документы, подтверждающие легальность их приобретения». Другое дело – въезд. Именно это направление требует от таможенника максимальной собранности, внимательности и вежливости. «Нередки случаи, когда водители или пассажиры специально провоцируют инспектора на конфликт», — отметила Елена Ажгиревич. Причины могут быть совершенно разными: кто-то утомлен длительным ожиданием своей очереди, кто-то просто «встал не с той ноги» или даже перебрал лишнего — в данном случае речь идет о пассажирах, которые иногда бывают не совсем учтивы и тактичны с представителями закона, — а кто-то возмущен возвратом товара. В таких случаях всё зависит от психологической устойчивости таможенника, которому предстоит не поддаться на провокацию и погасить назревающий конфликт.
Важен и опыт. «С годами инспектор учится обращать внимание на мелочи, чувствовать потенциальных нарушителей», — продолжил тему Игорь Охримук. Но иногда всё зависит от случая. «Полгода назад произошел такой инцидент, – рассказал Игорь Петрович. — Около четырех часов утра я вышел на канал, чтобы проверить работу подчиненных, и дал указания выборочно проверить три — четыре машины». Автомобили отправили на углубленный досмотр в бокс. У одного из них под капотом таможенники нашли черный сверток с шестьюдесятью мобильными телефонами. «А ведь мы обнаружили их совершенно случайно, — подчеркнул наш собеседник, — ни машина, ни водитель подозрения у меня не вызвали».
Приходят на помощь стражам границы и современные технологии. К примеру, мобильный инспекционно-досмотровый комплекс, который периодически дежурит на разных пунктах пропуска. «Экипаж ИДК, как правило, состоит из трех человек», — отметил начальник отдела проведения операций таможенного контроля Юрий Дердюк. Один из них – водитель, второй ведет наземный контроль, то есть снаружи следит за тем, чтобы никто посторонний не попал в зону действия сканера. Третий инспектор анализирует рентгенографическое изображение, сопоставляя его результаты с данными в документах. Юрий Александрович уверен, что от прозорливого «глаза» ИДК невозможно скрыть ни оружие, ни наркотики, ни валюту. Он «просвечивает» все полости автомобиля, выявляя схроны и тайники. «Немаловажно, — добавил наш собеседник, — что излучение активно только в момент работы аппарата. Когда же он не действует, опасности для людей или животных нет».
По его словам, в машине, которую отправили на сканирование в ИДК, не страшно даже оставить надкушенный бутерброд. Потом его можно спокойно доесть. А вот домашнего любимца лучше не подвергать такому испытанию. Животных и людей в момент работы сканера в транспортном средстве быть не должно. За несколько минут аппарат проверит все полости авто, избавив его обладателя от утомительного ожидания завершения углубленного досмотра. «Так что, — уверен Юрий Дердюк, — бояться ИДК не стоит. Он не причинит вреда ни водителю, ни пассажирам». А вот отказ от прохождения такой процедуры таможенники могут расценить как один из индикаторов риска, после чего избежать приглашения в бокс вряд ли удастся.
Источник информации: Дмитрий КУХАРЧУК, фото Александра ШУЛЬГАЧА — «Брестский вестник».