После выхода фильма «Мирное лето 21-го года» актрису, исполнившую роль шпионки Ядвиги Ковальской, срочно вызвали в КГБ СССР.
Картина «Мирное лето 21-го года» стала второй в цикле «Государственная граница». Работу над ней вела студия «Беларусьфильм». Первая лента «Мы наш, мы новый…» имела колоссальный успех. Телезрители с нетерпением ожидали вторую. Ходила шутка, будто, по данным НИИ статистики, это кино нанесло колоссальный ущерб народному хозяйству СССР. Граждане поголовно отпрашивались с работы на час раньше, чтобы увидеть продолжение истории. Как известно, в каждой шутке лишь доля шутки, а остальное — всерьез.
Кинокарьера москвички Анны Каменковой началась в Белоруссии. В 1959-м лента «Девочка ищет отца» принесла семилетней актрисе приз за лучшую женскую роль на престижном фестивале в Аргентине. Поэтому, когда Борис Степанов предложил Ане сыграть Галю Кравцову, жену начальника особого отдела заставы, она с радостью вернулась в минскую студию. Роль ее экранного мужа Василия исполнил Петр Юрченков-старший.
Главный персонаж в первых лентах цикла — Иван Гамаюн, его сыграл Александр Денисов. Первоначально на роль Гамаюна пробовался Владимир Новиков. В этой картине он сыграл красноармейца Алексея Могилова, которому предстояло стать двойным агентом и объектом соблазнения польской шпионки Ядвиги Ковальской.
— После выхода этого фильма мне приходили сотни писем в театр, где я работал. Спрашивали, сколько было дублей поцелуев с Ядвигой, — вспоминал актер. — Просили телефон актрисы, сыгравшей ее, так она понравилась зрителям. Да не только письма. На улице спрашивали, каково ее целовать. Я отшучивался: целовать — не сложно, сложно было оторваться от ее губ!
В образе Ядвиги Ковальской предстала Людмила Нильская. Сначала ей предлагали роль Гали Кравцовой, которую исполнила Анна Каменкова. Людмила приехала в Минск. Посмотрев на нее внимательно, Борис Степанов сказал: «Давайте попробуем вас на Ядвигу, вижу, вы умеете мастерски кокетничать!» С легкой руки режиссера в актрису влюбились многие мужчины страны. Она и подумать не могла, к каким последствиям может привести народная любовь.
— Однажды после выхода фильма в доме раздался телефонный звонок, — рассказывала артистка. — Суровый голос в трубке сообщил, что мне звонят из КГБ. Сказал: необходимо явиться на Лубянку по очень важному делу. Ноги у меня слегка подкосились. Явилась в это серьезное ведомство. В кабинете находилось несколько неприветливых офицеров с острыми цепкими взглядами. Тут сердце в пятки ушло окончательно. Один, делая долгие паузы, произнес: «Людмила Валерьевна… Мы тут посоветовались… И в отношении вас приняли непростое решение (конечно, они резвились). Вам вручается премия КГБ первой степени». Я опешила, стала говорить, что не помогала органам в оперативной работе. Мне пояснили: премия за роль Ядвиги в фильме. Дали грамоту, значок и 300 рублей!
Михаил Козаков, как говорили, был дежурным Дзержинским на всех киностудиях страны. Взамен на согласие сыграть эту роль ему всегда что-то удавалось выторговать в Госкино СССР. В данном случае ему разрешили снять знаменитые «Покровские ворота».
Московский актер Юрий Горобец на протяжении 20 лет в Минске играл командиров партизанских отрядов и партийных деятелей. Здесь ему предложили роль пана Яремы, польского коменданта погранслужбы.
Счастливые дни
Съемки начались в 1979 году. Городок Дисна Витебской области с его низкими каменными строениями, водонапорной башней передал атмосферу приграничья. Самыми высокими и видными издалека зданиями были пожарная каланча и храм Воскресения Христова. Именно они чаще всего попадали в объектив камеры. А в Крупках Минской области выстроили пограничную заставу. Если оружия, военной формы, предметов быта Второй мировой войны на отечественной студии всегда хватало, то реквизит, одежда, винтовки начала 1920-х отсутствовали.
— Нам пришлось всё находить или изготавливать с нуля, — вспоминал второй режиссер ленты Владимир Поночевный. — Даже саму пограничную заставу, то, как она была организована, мы строили по фотографиям. Важны детали. Мы вникали в то, какие в те годы копали траншеи, какие дополнительные постройки, вышки. Это требовалось воссоздать. Важно, какую форму носили тогда пограничники. Художники по костюмам много трудились над этим. Это же целый мир — быт эпохи. Нельзя, чтобы в кадр попало нечто из более поздних времен.
Для Крупок и Дисны съемки стали эпохальным памятным событием. В них принимали участие жители окрестностей. В местных газетах и сегодня вспоминают этот счастливый период в истории городков и с сожалением пишут: «В наши дни никаких фильмов у нас уже не снимают».
Да и родная киностудия давно не выпускала ленты, ради просмотра которых люди стали бы отпрашиваться с работы, как в начале 1980-х.
автор: михаил костальцев источник: https://minsknews.by