В середине 80-х, когда Брестская таможня считалась крупнейшей в Советском Союзе, ее ежегодный пассажиропоток был 3–3,5 млн человек.
В 1990 году через город над Бугом проследовало почти 5,5 млн. А через год, в 1991-м — еще на миллион больше! Такого «Западные ворота CССР» не знали за всю свою историю.
Чтобы яснее представить, с чем столкнулись брестские таможенники и в каких условиях им пришлось работать, надо добавить, что 99 % людей имели при себе в качестве «личных вещей» массу товаров. Поезда и машины превратились в склады на колесах.
Инфраструктура пограничных пунктов пропуска не была готова к такой нагрузке. Новое явление никак не вписывалось и в таможенное законодательство, которое базировалось на старых советских нормах и установках.
В апреле 1990 года в Брестской таможне создали отдел по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Он тут же включился в работу, но остановить лавину товаров было практически невозможно.
Ситуация на западных рубежах Советского Союза становилась настолько неуправляемой, что правительство страны рассматривало возможность полного прекращения выезда граждан по туристическим ваучерам и паспортам с «вкладышами» с 10 августа 1990 года. Когда слухи об этом достигли длинных очередей на границе, пограничники, таможенники и местные власти приготовились к штурму.
В Бресте накануне часа «Х» милицейские наряды сняли с улиц, без охраны остались многие объекты. Все силы направили в район железнодорожного вокзала и Варшавского моста, сюда же пришлось перебросить почти все патрули ГАИ. Но в последний момент выездной «мораторий» был отменен.
Как и другим бывшим советским республикам, Беларуси достались высокая инфляция, пустые прилавки продовольственных и промтоварных магазинов, очереди за «дефицитом» и так далее.
О каком-то сокращении выездного бума речи не было. Наоборот: львиную долю пассажиров, пересекающих теперь уже государственную границу Беларуси и Польши, составляли российские граждане.
11 ноября 1991 года депутаты Брестского горсовета приняли решение об ограничении работы пункта пропуска «Варшавский мост». Причиной были многокилометровые очереди к границе, резкое усугубление криминогенной и санитарной обстановки в зоне погранперехода. Несмотря на бурные протесты, местные власти твердо стояли на своем.
Только за 10 месяцев на другой берег Буга тут переехало 4 620 000 человек. Городские службы не справлялись с поддержанием санитарного порядка, передышка требовалась хотя бы для элементарного обустройства прилегающей к Варшавскому мосту территории. Когда на автотрассе опустился шлагбаум, предприимчивые «челноки» моментально пересели из автомобилей в вагоны.
На железнодорожное направление, прикрытое сотрудниками Брестской таможни, обрушился девятый вал «туристов» с неподъемными баулами. Так, на вокзале толпой регулярно повреждались двери зала таможенного оформления. Часто не выдерживали натиска стекла окон в вагонах, через которые граждане запихивали багаж вовремя штурмовой посадки в поезда. Только в 1992 году через Брестский вокзал был вывезен, помимо прочего, 1 000 000 цветных телевизоров.
Ситуация кардинально менялась и в сфере грузоперевозок. Впервые в новейшей истории таможни в международной торговле стали участвовать все или почти все желающие. Соответствующие разрешения делались предельно просто, экспортом и импортом занялись кооперативы, так называемые малые предприятия, колхозы и совхозы, строительные тресты, даже автобусные парки и учебные заведения… Наконец, возникла еще одна новая «подотрасль»: из-за рубежа в бывшие советские республики массово покатились подержанные иномарки.
Последним штрихом в этой картине стало украинское направление, которое год от года становилось среди граждан все более популярным.
Отрывок из книги А.М Суворова «Доверено страной»… Брест.Полиграфика, 2014