По словам дальнобойщиков, литовская таможня не скрывает, что стала работать еще медленнее по политическим причинам.
Литовская таможня стала работать так медленно, что на подъезде к пункту пропуска «Привалка» на белорусско-литовской границе возникла не одна, а целых две очереди из большегрузов.
В первой стоят фуры, которые ждут въезда в Литву на общих основаниях, во второй – большегрузы по платным пропускам, которые раньше проезжали без очереди и практически не задерживались на подъездах к границе.
Бюджетная и коммерческая очередь
Так называемая коммерческая очередь из фур появилась на подъезде к пункту пропуска «Привалка» в начале недели. Перевозчики имеют на руках специальные пропуски, которые дают право на первоочередное пересечение границы.
По словам одного из водителей, сегодня их фирма купила такой пропуск за 1700 евро на машину, это делается официально через Погранкомитет, документ действителен в течение года.
Идея в том, что фура с пропуском имеет право проезжать в ПП, минуя основную очередь, и сразу отправляться на границу. Но с конца прошлой недели схема дала сбой. Скорость оформления машин на литовской стороне уменьшилась настолько, что не успевают оформлять даже фуры с пропусками.
Машины стали скапливаться и возникла вторая очередь. Сейчас она растянулась на 2-3 километра. Чтобы пересечь границу с пропуском, нужно ждать 4-5 дней. Фурам из соседней, бюджетной, очереди – больше двух недель.
«Мы приехали на границу три дня назад, до белорусского шлагбаума еще метров шестьсот, к вечеру туда приедем, потом белорусский терминал, литовская таможня, еще не меньше суток, в итоге границу «возьмем» за пять дней», – говорит один из водителей.
С пропуском проходили границу за сутки
«Мы раньше смеялись над этими блатными, что скоро платных пропусков будет так много, что им придется в очередях стоять. Никто не верил, но эти времена наступили», – рассказывают водители из коммерческой очереди, которые в общей сложности проведут на границе пять дней.
Водители склоняются к версии, что главная причина не в увеличении количества машин с платными пропусками, а в том, что фуры оформляют слишком медленно. Еще месяц назад машины с платными пропусками пересекали границу за сутки. Даже когда общая очередь растягивалась на восемь-десять километров, проблем с пересечением границы у них никогда не было.
«Это было очень удобно. Пока мой знакомый стоял в очереди в «Котловке», я успел съездить в Казахстан и вернуться, а он только в Германию за это время приехал», – говорит водитель большегруза, фирма которого всегда покупала платные пропуска, чтобы не терять время и деньги на простоях в очередях.
Водители фур отмечают, что такие очереди и такую медленную работу границы они видят впервые. И дело не в количестве машин и расстоянии вдоль обочины, на которое они растянулись, главная проблема – это скорость оформления машин. И причиной затора стали именно литовские таможенные службы, которые и раньше работали не очень быстро, а сейчас скорость упала практически до нуля.
Испугались белорусско-российских учений?
По словам дальнобойщиков, в последние дни белорусско-литовская граница практически остановилась, литовцы оформляют машины еще медленнее, чем обычно.»Это они для отвода глаз говорят, что у них идет перезагрузка компьютерных программ. Дело в политике. Мой знакомый вчера стоял в очереди на въезде в Беларусь на территории Литвы.
Литовский таможенник на велосипеде проехал всю очередь и говорил водителям, что они не будут пускать фуры из Беларуси, пока не закончатся учения», – рассказал дальнобойщик Андрей.Недалеко от пункта пропуска «Привалка» находится военный полигон «Гожский», который стал одной из учебных площадок российско-военных учений. Оттуда периодически доносятся залпы выстрелов.
«Как только с полигона что-то громыхнет, так граница останавливается. Литовцы перестают оформлять машины. Они говорят водителям, что они специально работают медленно, не скрывают», – добавил другой водитель.
Такой подход литовской таможни дальнобойщики не понимают. По их мнению, граница должна быть вне политики. Ведь в очереди на въезде в ЕС находятся в том числе польские, литовские фуры, а белорусские и российские перевозчики везут грузы, которые ждут европейские компании. От медленной работы границы страдают не только водители фур, но и европейские потребители и бизнес.