На пункте пропуска отделения пограничного контроля «Свислочь», который находится на стыке рубежей Беларуси и Польши, свои особенности службы. Впрочем, это для человека со стороны – особенности, а для пограничников – четкий алгоритм досмотра железнодорожного транспорта, пересекающего границу.
Здесь, на пункте пропуска, пограничники бдят круглосуточно: непрерывность – одна из особенностей охраны государственной границы.
Свой, личный, временной период этой непрерывности у контролера 1-й категории Александра Паца – за плечами 26 календарных лет погранслужбы. На ОПК таких «старожилов», пожалуй, больше и не найдешь. Как один из наиболее опытных и подготовленных старших прапорщиков Александр заступает на сутки уже традиционно старшим смены пограничных нарядов.
– Начинается служба с подготовки пограничного наряда к несению службы, – рассказывает он. – Подготовка включает в себя проверку готовности военнослужащих к несению службы в смене. Проводится опрос личного состава по знанию своих функциональных обязанностей. Перед заступлением на службу смене доводятся необходимая информация, поступившие приказы, распоряжения, указания, требования.
– Все это делает старший смены под контролем начальника ОПК «Свислочь» капитана Дмитрия Гжещика, – уточняет Александр Пац. – И в 8 утра получаем приказ: «Приказываю выступить на охрану Государственной границы Республики Беларусь».
Ставится задача, которую мы должны в период несения службы выполнить. Основная – надежная охрана государственной границы. Старший смены обязан организовать службу всей смены, контролировать ее выполнение и, конечно, лично участвовать. Именно он отвечает за своевременное выполнение поставленных пограничному наряду задач. Ну и, безусловно, не выпускает из поля зрения всю обстановку в пункте пропуска.
После получения приказа смена выезжает на место. Главное, на чем здесь, в пункте пропуска, сосредоточено внимание пограничников, – это пропуск через госграницу железнодорожных транспортных средств (грузовых поездов), которые следуют через ПП в двух направлениях: на въезд в нашу страну и выезд из нее.
Проверить на прочность этот участок белорусско-польской границы могут незаконные мигранты, питают иллюзии нелегальной наживы и контрабандисты. Не допустить нарушения государственной границы лицами, которые пытаются без законных оснований попасть в страну, укрывшись где-то в транспортных средствах, оказать содействие таможенным органам Республики Беларусь по недопущению провоза контрабанды, запрещенных к перемещению через границу предметов – с такой установкой смена досматривает каждый прибывший на пункт пропуска состав: и сам поезд, и обслуживающих его лиц.
Пограничники всегда начеку. Это люди сильные и смелые, преданные своему делу, обладающие особыми знаниями, выдержкой и проницательностью. Поэтому провести их непросто.
Главные их помощники на досмотре – служебные собаки. Они, профессионально подготовленные четвероногие защитники государственной границы, тоже свое дело знают. Так, не удалась попытка с нелегальным перемещением контрабанды через ПП в начале этого года: при досмотре поезда найдено и изъято 8 коробов сигарет на общую сумму более 10 тысяч рублей.
Идут поезда и день, и ночь. Так что служба здесь – дело круглосуточное. За сутки пункт пропуска, отмечает старший смены, может оформить до двадцати железнодорожных транспортных средств и до восьмидесяти физических лиц. Составы тоже разные, бывает сцепка и до 60 вагонов. От кабины машиниста до «хвоста» – почти километр. Неудивительно, что за смену можно находить километров 20.
Время на границе течет стремительно. Выходных не бывает. Белорусские рубежи всегда находятся под пристальным вниманием и контролем. Даже сегодня – в свой профессиональный праздник – пограничники остаются на страже границ нашей Родины. Смена смене идет.
источник: https://svisgaz.by/news/zizn/samyy-star … e_id=37905