Девяностые… Челночное движение по всей стране приобретает массовый характер. Назревающий кризис оставил сотни тысяч людей без работы, которые начали скупать в магазинах и вывозить за границу то, что еще можно было купить.
В эту эпоху – эпоху спортивных костюмов «Adidas» и малиновых пиджаков, цепей из золота и жевательных резинок «Турбо» – появилась новая профессия. На первые роли вышли коммерсанты, или челноки.
Помимо денежных доходов и показной роскоши, символом того периода стал звук наматываемого скотча и клетчатая сумка коммерсанта – баул.
В то время стать челноком мог кто угодно, у кого имелась денежная заначка для старта и понимание, где и что купить и потом продать. За товаром граждане ездили в Турцию, Китай и даже в Италию.
Одним из истоков челночного движения была Польша. Минимум, который конечно никто не возил, состоял из блока сигарет и двух бутылок спиртного. Переехав границу, за него выручали 10-15$, многие еще сливали горючее из бензобака.
В обратном же порядке шли джинсы, быттехника, и иные товары, на которые был спрос в стране. Удачная покупка приносила прибыль в размере трех долларов на один вложенный.
Помимо самостоятельного пересечения границы на своем автомобиле, в Польшу можно было также выехать на автобусе. Данные поездки организовывали турфирмы, которые привозили челноков в Брест на поезде, а в дальнейшем те пересекали границу на автобусе, который вез людей на рынок у варшавского стадиона.
Каждая поездка сопровождалась рисками: грабежами на трассах, неприятностями на таможне, где перевозимый груз мог не попадать под раздел «стандартных» товаров.
Обираемые коммерсанты мужественно терпели – пожаловаться было некому да и незачем. Надежда была только на самого себя и смекалку.
Взаимовыгодному существованию положили конец власти Республики Польша, по распоряжению которых начали ужесточать пропускной режим на границе.
Данные меры резко сократили присутствие челноков на польских рынках. Это привело к тому, что в 1998 году представители польского бизнеса и местные власти потребовали от правительства снять ограничения на въезд в страну гражданам Беларуси и РФ.
Как в дальнейшем писали польские СМИ, необдуманное решение правительства вызвало снижение спроса на продукцию, из-за чего 200 тысяч поляков остались без работы. Экономике страны был нанесен огромный ущерб.
Сейчас надо отдать должное тем людям, которые тогда взяли в свои руки клетчатые баулы. Они привозили в страну те товары, потребность в которых не могло покрыть государство.
В наши дни, в условиях санкций, все возвращается к тем временам.