Брестская граница в 70-е: бриллианты, Playboy и Высоцкий

В 70-х годах минувшего столетия фраза «Западные ворота СССР» зазвучала почти буквально. Брестская таможня по совокупности пропускаемых в течение года пассажиров и грузов стала крупнейшей сухопутной таможней Советского Союза.

Лишь в отдельные годы таможня в Чопе выходила вперед по грузовым перевозкам. 

Советский Союз активно развивал экономические связи, прежде всего в рамках организации СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи). К 1975 году на страны-участницы СЭВ приходилась одна треть мирового промышленного производства! 

Только через Брест ежегодно следовали миллионы тонн народно-хозяйственных грузов. Значительно активизировался туризм. «Интурист», «Спутник» вышли на новый уровень работы, подписав с турфирмами социалистических стран соглашения, утверждавшие принципы обмена группами на безвалютной основе, т. е. на предоставлении странами равнозначных услуг. Организованные группы туристов перестали быть экзотикой, позднее стали формироваться даже туристические поезда. Через Варшавский мост, соответственно, двигались туристические автобусы, все чаще переезжали Буг и легковые авто. 

Брестским таможенникам, например, в те годы не однажды довелось встречаться здесь с Владимиром Высоцким. Легендарный бард, выдающийся поэт и актер путешествовал по маршруту Москва — Берлин — Париж исключительно за рулем — обычно вместе с женой, французской актрисой Мариной Влади. Билеты на поезда и самолеты В.В. Высоцкий покупал в редких случаях, а с начальником поста «Варшавский мост» В.М. Шеляпиным встречался, как с добрым знакомым. 

Первую машину (Рено-16) Высоцкому привезла жена, остальные перегонял он сам. В 1976 году сбылась мечта поэта: он сел за руль «мерседеса». Заметим, что во всей огромной советской державе в те годы подобных авто было совсем немного: четыре «мерседеса» стояло в гараже генсека КПСС Л.И. Брежнева, а в Москве завистливые взоры концентрировались на машине сочинителя гимнов и детских стихов С.В. Михалкова. 

Вернемся, однако, с Варшавского моста к стальным магистралям Бреста. Многочисленные поезда, курсировавшие в направлении военных центров ГСВГ и СГВ, по-прежнему пребывали в повестке дня. При этом к ним добавились международные экспрессы в некоторые западные столицы. Жизнь у ворот Советского Союза просто бурлила. 

До сих пор говорилось о защите экономических интересов державы, однако над миром веяли ветры «холодной войны» и таможенникам в Бресте приходилось «противостоять духовной агрессии Запада». 

С начала 70-х годов у путешественников из Западной Европы регулярно изымались кино-фотоматериалы, печатная продукция, грампластинки, другие предметы, которые огульно именовались «идеологически вредными». Возможно, с высоты нынешних дней многие из тех вредных образцов покажутся совершенно невинными, а кое-что вообще признано выдающимся вкладом в мировую культуру, например, музыка «Битлз». 

Однако оценку действий таможенников, выполнявших указы государства, правильнее давать все-таки в контексте эпохи. Заодно отметим, что порнография, издания деструктивных религиозных сект, садистские фильмы и некоторые другие вещи, остановленные благодаря таможне, и теперь не вызывают сомнений в своей порочности и безнравственности. 

Контрабандисты в 70-х занимались уже косметикой, джинсами, разовыми зажигалками, солнцезащитными очками, полиэтиленовыми пакетами с яркой рекламой (была такая странная мода). Через Брест на черные рынки крупных городов СССР поставлялись товары на миллионы долларов США. В среде нелегальных торговцев доминировали организованные преступные группы. Их выявление и ликвидация, понятно, не обходились без сотрудничества брестских таможенников с органами Комитета госбезопасности и Министерства внутренних дел. 

Вместе с персоналом МПС и польскими железнодорожниками в бизнес были вовлечены водители международного авто-транспортного оператора «Совтрансавто» (только в брестском филиале фирмы имелось свыше 300 большегрузных автопоездов, кроме того, через город шли фуры из других филиалов). Как было сказано, в основном ввозился модный ширпотреб, наиболее дорогой и престижный сегмент которого представляла бытовая электроника и механические японские часы. На вывоз направлялись советские деньги,ювелирные изделия, предметы искусства, антиквариат. 

Другой поток, включавший хрусталь, «гэдээровские» сервизы, часы «Ориент», ковры, качественную одежду, бытовую технику, музыкальные инструменты и т. д. — формировался как перевозчиками из числа транспортных служащих, так и некоторыми офицерами, прапорщиками ГСВГ и СГВ, членами их семей. Ими же за пределы СССР массово вывозились все те же ювелирные изделия, рубли и валюта, а хитом второй половины 70-х годов являлась черная икра. 

Как ни удивительно это прозвучит для большинства читателей, одновременно с вывозом существовал и достаточно регулярный ввоз в Советский Союз драгоценностей и золота. Такую контрабанду составляли высо кокачественные украшения, которые просто не выпускались советской ювелирной промышленностью. Ввозились такжемонеты и изделия из золота высокой пробы. В общем, сюжет легендарной комедии «Бриллиантовая рука» не был совершенно фантастическим, авторы сценария наверняка проконсультировались при работе над ним в ГТУ и КГБ. 

Отрывок из книги А.М Суворова «Доверено страной»… Брест.Полиграфика, 2014

Author: admin

1 thought on “Брестская граница в 70-е: бриллианты, Playboy и Высоцкий

  1. Помню. Помимо всего : на Польшу советское золото, в Тересполе оседле называлось — Матки Божской Бжестской- польских железодорожников, в ГДР — воякам тамож.декларации( чистые по 1 руб, с таможной печатью по 3 руб.) сбывались в районе пересылки на ул.Зубачева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *