Как зарабатывала Пограничная стража Российской империи
Статья написана без какого-либо идеологического и уж тем более экономического подтекста, просто улыбнуться.
Как и, наверное, у многих, служивших в свое время в Пограничных войсках КГБ СССР, мой взгляд зацепился за эпизод, который был описан в романе В. Пикуля «Честь имею». Главный герой этого романа, в тот момент поручик Отдельного Корпуса Пограничной Стражи (ОКПС), сдавал экзамены для поступления в Академию Генерального штаба и встретился с одним из профессоров академии, генералом Шарнгорстом. Между ними и состоялся диалог, о который споткнулся мой взгляд:
«– Поручик, что у вас за странный мундир?
– Отдельного корпуса погранстражи, – ответил я.
Шарнгорст на меня глядел с большим удивлением:
– Странно! Впервые вижу в этих стенах офицера-пограничника и уж никак не пойму, ради чего вы здесь оказались… Вы там, на границах, и без того деньги гребете лопатой!» (Пикуль В. Честь имею).
Как оказалось позже, когда я заинтересовался этим вопросом поглубже, генерал был не так уж и не прав про лопату, которой «гребли деньги» пограничники ОКПС. Дело в том, что, согласно имевшимся на тот момент документам, служащие ОКПС, если задерживали контрабандистов (а в те времена занимались также часто, как и сейчас, только перемещались не как ныне, через благоустроенные КПП и таможни, а прямо через границу), то имели право на премию.
Следует отметить, что в тот период основной задачей пограничников была как раз борьба с контрабандистами, которые пытались провезти в Россию запрещенные к продаже товары: давая возможность развиваться собственной промышленности, власти Российской империи установили запрет на торговлю целым рядом товаров иностранного производства. А чтобы пограничники были заинтересованы в борьбе с контрабандой, они могли получить определенную часть стоимости захваченных ими незаконных партий в виде премии.
Порядок действий после задержания контрабандистов и размер премии, которая полагалась «задержателю», были описаны Г. Аустриным в статье «Ожерелье Земли Русской», опубликованной в журнале «Военная быль».
Вся задержанная контрабанда вместе с «проносителями» и «задержателем» под конвоем отправлялись на таможню. При этом,
«Задержанную контрабанду, до сдачи в таможню, никто не имел права вскрывать и осматривать (виновные в этом подвергались ссылке на каторжные работы сроком до 8 лет)».
Задержанная контрабанда оценивалась таможенником, и после продажи ее с аукционного торга, отличившийся пограничник (пограничники) получали премию.
«Размеры наград были разные, но если задержание произошло с употреблением в дело оружия и задержанием главного проносителя, задержатель получал награду в 75 процентов стоимости задержанного товара».
При этом всем действиям пограничников велся строгий учет. У всех чинов ОКПС была при себе «Поимочная книжка», в которую записывались все сделанные ими задержания, а также прибытие на тревогу. Кроме того, в книжку заносились следующие сведения:
«какой товар задержан, номер конфискации и оценка его, а при получении наградных денег — время выдачи и сумма».
Так что генерал Шарнгорст из романа «Честь имею» был, скорее всего, прав про «лопату» и деньги, которые «гребли» ею пограничники Российской империи, и, надо думать, говорил об этом с завистью…