Историческая справка: В Западной Европе контрабанда как правонарушение появилась в XIV—XVI вв. в период бурного развития товарно-денежных отношений, когда государства признали для себя невыгодным беспрепятственный ввоз и вывоз товаров и в законодательном порядке установили определенные правила провоза товаров через государственную границу.
Для осуществления контроля над провозом товаров и взимания пошлин и иных сборов, установленных государством, на сухопутной границе и в портах были созданы специальные государственные учреждения — таможни. Всякое нарушение установленных законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и ценностей через границу с сокрытием их от контроля со стороны таможен стало именоваться контрабандой, а виновные в совершении таких действий подлежали наказанию.
2000-е… Один из главных «экспортов» в то время ( да и сейчас тоже)-сигареты и алкоголь. Сигареты пытаются незаконно перевезти из одной страны в другую предприимчивые жители приграничья. Их штрафуют, депортируют, лишают автомобилей. Однако меньше их не становится.
Сигареты не сразу стали основным приграничным товаром. В 1990-х из Беларуси в Польшу чаще всего возили спирт, а к нему — самые разные товары: лопаты, резиновые сапоги, золото с серебром и медь с алюминием. Оттуда возили, например, яблоки.
Но конъюнктура меняется. И так на смену спирту и металлам пришли сигареты и топливо. А товары уже везут не в Польшу, а наоборот.
Чтобы не рисковать автомобилем, большинство возили не более «нормы»: не 2 пачки, как сегодня, и не 10, как можно было раньше, а столько, чтобы не превысить норму, после которой, кроме штрафа, изымают автомобиль. Раньше это было 50 блоков — один короб, потом стало 40 блоков.
Максимум, который можно было заработать с одного блока сигарет, — 15 долларов. Это было в непродолжительный период, когда в Беларуси сильно просел курс рубля. Так, возив по 40 блоков, из одной успешной поездки можно было заработать 500 долларов.
На погранично-сигаретной «кормушке» зарабатывали многие- от простых «челноков» из приграничья, где каждый второй зарабатывает на перепродаже дешевых сигарет, до польских пограничников и таможенников,которые зачастую тоже «в доле».
Газета «Жиче»— «В середине июня 1997 года, был снят с должности директор таможни в Тересполе Леон Сидорович, прозванный «царем Востока» и обвиненный в том, что замял несколько дел против контрабандистов.
Трех женщин таможенниц, пойманных на контрабанде сигарет из Беларуси, уволили тоже. В конце концов председатель Таможенного управления Польши вообще перепоручил таможню в Тересполе начальству в другом городе. И в том же году вылетел с работы начальник Надбужанского (то бишь того, что «над Бугом») отделения погранстражи Ян Марковский.
За долгие годы сотрудникам Брестской таможни приходилось сталкиваться с невероятным разнообразием тайников.Это были и произведения инженерного искусства и примеры смекалки. Только одних «левых» баков для перевозки дизтоплива встречалось столько,что можно было открывать музей. Топливо закачивали даже в покрышки. Там же прятали одежду и сигареты.
Изначально сложилось так,что «Варшавский мост» не только наиболее загруженный, но и наиболее важный участок,где от сотрудников нужна высокая квалификация. Из-за большого потока людей и грузов, в пункте пропуска регулярно возникают нестандартные ситуации,которые нужно оперативно решать.
Недаром сами сотрудники таможни называют «Варшавский мост» школой, где приобретается нужный опыт.
Продолжение следует…