На протяжении нескольких дней в пунктах пропуска на белорусско-польской границе ощущается напряжение, очереди грузовых автомобилей растут. Мы поговорили с одним из водителей, а также собрали официальную информацию профильных ведомств обеих стран для того, чтобы разобраться в ситуации.
Водитель: «Они сидят и показушно между собой разговаривают»
Наш читатель выезжал в Польшу два дня назад.
— Заезжаешь на польскую территорию, вроде все как обычно. Не сказать, что как-то особо тщательно смотрят или что больше машин отправляют на досмотр. Но конкретно мне вдруг задали вопрос: «Черных везешь?» — «Что?» — «Черных везешь?» — «По полям ищите, на машинах они не ездят». Это так они называют, как я понимаю, беженцев, — рассказал корреспонденту Onlíner водитель.
В этой плоскости ситуация на границе двух государств по-прежнему остается крайне напряженной, но прежде она не перекликалась с пропуском грузовиков.
— Дальше все как обычно, проходим паспортный контроль, доезжаем до терминала, где оформляются грузы. Кого-то отправляли на досмотр. Были люди, которые там стоят по два, по три дня. Не знаю точно почему, возможно, не хватает чего-то из документов. Но у основной массы всего хватает. Мы заходим в здание: там пять или шесть окошек. В каждом сидит таможенник. А когда въезжаешь в Польшу, тебе дают номерок, говорят номер окошка. И такое ощущение, что всем дают номер одного и того же окошка, ну максимум двух. И вот в одном окошке человек работает, а во всех остальных будто издеваются: «В перше окошко есть кто? Нету?» Да блин, конечно нету, у всех же в пятое номерок! —говорит собеседник.
По его словам, все это похоже на итальянскую забастовку.
— Стоит толпа водителей, взрослых мужиков всех национальностей, а в этих окошках люди сидят без дела. Но в каждом при этом есть специалист, он никуда не уходит. Или, скажем, берут у тебя документы на оформление. Что-то он там у себя попечатает, потом поворачивается в кресле к коллегам и на польском давай им что-то рассказывать, я уверен, не относящееся к работе. Смеются вовсю, ну не издевательство? И самое главное, что водилы боятся подойти к другим окошкам, попросить оформить документы — только если оператор тебя подозвал, ты можешь подойти. Вот машины в этом терминале и скапливаются, — отметил водитель.
По его словам, не всегда, стоя в очереди на границе, удается с ходу понять текущую ситуацию.
— На белорусской стороне стоишь, общаешься с водилами — ругают наших, мол, не хотят работать. Проезжаешь — наши-то работают, оформление идет, а вот Польша медленно впускает — это я своими глазами видел, — говорит наш читатель.
Госпогранкомитет Беларуси: «Польская сторона не выполнила договоренности»
Длительное время Государственный пограничный комитет Беларуси публикует в Telegram сообщения о невыполнении некоторыми сопредельными странами договоренностей по пропуску грузовиков из Беларуси на свою территорию. К примеру, в среду, 6 октября, была распространена следующая информация: «Польская сторона за минувшие сутки не выполнила договоренности по пропуску грузовиков на свою территорию, Литва и Латвия — частично. Это является основной причиной скопления фур перед белорусскими пунктами пропуска».
В среду выезда из Беларуси ожидали 300 фур, в четверг, 7 числа, Госпогранкомитет сообщал об очередях из 1600 машин, причем 450 из них приходились на польское направление (на литовское, для сравнения, — 690). Сегодня, 8 октября, ГПК сообщил об очереди из 730 автомобилей в пунктах пропуска на границе с Польшей.
При этом сообщается, что за минувшие сутки в пунктах пропуска проводилось обновление таможенной системы, что повлияло на скопление грузового транспорта перед пунктами пропуска.
«Сейчас оформление транспортных средств полностью возобновлено и осуществляется в штатном режиме», — отметили в Госпогранкомитете еще утром.
Польская таможенная служба
На официальных сайтах польских ведомств: strazgraniczna.pl и granica.gov.pl нам не удалось найти информацию об обстоятельствах возникновения очередей на границе с Беларусью, кроме одногосообщения, опубликованного Польской таможенной службой. В нем говорится о том, что белорусские таможенные органы проинформировали польскую сторону об отказе информационных систем на пограничных переходах «Брузги» — «Кузница», «Берестовица» — «Бобровники», «Козловичи» — «Кукурыки».
Отмечается, что в связи с этой неисправностью существуют ограничения на число грузовых автомобилей, которые регистрируются на въезд в Польшу и выезд из Польши, что приводит к увеличению времени ожидания регистрации.
Дополнено. Жалобы на белорусскую сторону
После публикации мы получили несколько сообщений от тех, кто не доволен скоростью пропуска автомобилей в белорусских пунктах пропуска.
«Вчера вечером заехал в терминал к нашим, белорусская сторона, в начале первого ночи. До оформления документов доехал сегодня к 12 часам дня. В 14:30 по нашему времени закрыл смену уже в Польше. Поляков прошел за час, может чуть больше. В сторону Польши в польском терминале машин было как никогда мало, внутри терминала на оформление импорта к таможеннику очереди не было вообще и работали 4 окна. Правда, людей на оформление не было», — рассказал один из читателей.
«Лично знаком с ситуацией в погранпереходе „Козловичи“. В данный момент и в сторону Беларуси, и в сторону Польши стоят огромные очереди из фур только по причине белорусской таможни. Я ехал в сторону Беларуси, между границами простоял 7 часов. Перед нашей таможней в сторону Польши огромное количество грузовиков, но за 7 часов ожидания я смог сосчитать 10—15 автомобилей, которые оформились и уехали в сторону польского таможенного терминала. Ситуация с огромной очередью в Польше в сторону Беларуси всегда такая. Огромная очередь из-за медленной работы паспортного контроля в Беларуси: грузы в терминале оформляют достаточно быстро, но на паспортном контроле иногда полночи на 8 рабочих каналов ходит один сотрудник», — утверждает еще один наш читатель.
источник: https://auto.onliner.by/2021/10/08/mnogokilometrovye-ocheredi-na-granice