Западные соседи продолжают усложнять жизнь и работу перевозчикам и собственным гражданам.
Официальная причина звучит нелепо. Мол, больше стало попыток нелегального пересечения границы. Но доказательств нет. Да и в принципе – все же понятно. Решение, как и у Польши, и Литвы, политическое. Белорусский безвиз по-прежнему привлекает европейцев. А в верхах – в том числе рижских – это не нравится.
Корреспондент ОНТ Александр Плескачев отправился к рубежам Евросоюза, чтобы понять – есть ли у латвийских властей хоть какая-то логика в их решениях. И кому, прежде всего, они усложнили жизнь.
Непривычная тишина. Сегодня здесь спокойно гуляют лисы да ужи. Хотя еще вчера пункт пропуска работал в штатном режиме, а параллельно – латвийская сторона возводила буквально фортификационные сооружения.
Менее суток прошло, как латвийская сторона закрыла пограничный переход «Силене». Линия госграницы с их стороны скорее напоминает блокпост. Из бетонных блоков соорудили сплошную бетонную стену. Вокруг колючая проволока.
По словам очевидцев, стройматериалы свозили уже около недели. Но табличка «закрыто» для многих стала неожиданностью. Латвия последовала примеру Польши и Литвы, которые некоторые свои погранпереходы закрывали ранее. Якобы, вопросы с безопасностью. Но в высоких кабинетах Варшавы, Вильнюса, а теперь и Риги, не нравилось, что их граждане могут посещать Беларусь без виз. Что люди охотно и делали.
Официальная Рига выкатила сразу три причины закрытия границы. Первая – «по соображениям безопасности», но никто не поясняет в чем конкретно угроза. Вторая – «необходимость перераспределения ресурсов». Здесь вообще все туманно. Наконец, третья – с учетом «большого количества случаев незаконного пересечения границы между Латвией и Беларусью». Но, это подняли на смех сами латыши. Нелегальные мигранты как раз через официальные пункты пропуска не ходят, на то они и вне закона. Причина явно в другом.
«Силене» (с нашей стороны – это «Урбаны») пользовались популярностью. Ехали не только латыши, но и граждане других стран. Шопинг, заправка машин под завязку, покупка впрок зимних товаров – запас беды не чинит.
Теперь всем желающим попасть из Латвии в Беларусь придется делать круг. В сотне километрах от «Урбан» находится теперь уже единственный автомобильный погранпереход «Патерниеки» – с нашей стороны – «Григоровщина».
Здесь, на открытом пункте – очередь из грузовиков в обе стороны. Растянута на несколько километров.
Поток легковушек сюда тоже увеличился. Как минимум, вдвое. Наши пограничники оформляют быстро. Понимают, многим пришлось делать крюк. Для водителей решения оказались сюрпризом. Для кого-то неприятным.
В очереди к границе люди смотрят на часы, подсчитывают затраты по времени и топливу, но больше опасаются, что власти Латвии в одностороннем порядке закроют и второй пункт, а значит всю границу. Что тогда, например, делать родственникам, живущим по обе стороны рубежей? Ведь как тогда навестить живых и проведать умерших? Например, съездить на кладбище? Это будет практически невозможно.